10.07.2016 Конкурс скульптур

С мая 2016 года  компания “Фонтан-Сити” активно принимает участие в конкурсах на скульптурные произведения. В первых турах  конкурса  Минсельхоза наше объемно-пространственное решение лидирует.  Сочетание скульптуры и фонтана оказалось единственным и удачным для данной градостроительной ситуации. Эти две  темы всегда дополняют и усиливают “звучание” друг друга, исторически  эта гармония опробирована.

По условиям конкурса, памятник должен поддерживать сложившуюся архитектурную среду, сомасштабно сосуществовать с исторической застройкой Кремля, с его сложным силуэтом. Задача состояла в том, чтобы  увязать, удачно вписать скульптурное произведение в окружение, “попасть” в масштаб данной территории.  После анализа градостроительной ситуации были выполнены натурные исследования, фотофиксация, сравнительный анализ существующих доминант — возникла единственная в своем роде идея “Казанского Версаля”. Сочетание красивой монументальной и помпезной архитектуры Дворца земледельцев, со скульптурой крестьянской трудовой семьи, с архитектурой воды, с фонтаном дает “богатство” восприятия окружающего пространства. В конкретном предложенном  месте это решение является единственно верным,  тщательно продуманным. Вода является мощным  акцентом для любого города, близость реки Казанки “диктует”  свои правила для принятия архитектурных решений. Синтез скульптуры и фонтана “усиливает звучание” всей объемно-пространственной композиции. Водный купол фонтана обогащает городскую панораму и созвучен силуэту Кремля, центральная водная вертикаль, поднимающаяся из центра колосьев перекликается с минаретами мечети Кул Шариф, со Спасской башней, с башней Сююмбике. Исторически сложился синтез скульптуры и фонтанов (Версаль, Петергоф, ф-н Треви в Риме). В тоже время архитектура воды сдержанна и графична, что соответствует официальности данного места. Скульптурно-фонтанный комплекс подсвечивается в общей колористике с фасадом Дворца земледельцев.  Расположенный  рядом с Дворцом парк нуждается в водно-скульптурном акценте. На такой значимой для города территории может сформироваться Казанский “Версаль”. Торжественное и монументальное начало уже заложено.

Надо отметить пластику постамента скульптуры и пластику чаши фонтана. Методика отливки позволяет нам достичь сложности профиля, эти элементы являются антивандальными и полнолстью иммитируют изделия из вытесанного натурального гранита. Сам объем скульптурной  “круговой”  композиции удачно просматривается с любой точки восприятия — как со стороны главного входа, так и со стороны набережной. Ее можно рассматривать, любоваться, это важно для формирования комфортной городской среды. Высота композиции 7,2 м (вариант без фонтана), с учетом центральной водной струи 10-10,5 м. Такие высоты будут “держать” пространство парка и дали набережной.

Поэтическое воспевание труженика села в скульптуре, в данном проекте — воспевание крестьянской крепкой семьи. Такое скульптурное решение носит и воспитательный характер, ибо совместный слаженный труд дает хорошие плоды.

Первоначальный  рабочий эскиз памятника доработан — центральной детали композиции “колосьям”  придана некоторая ажурность, осовременена одежда главного героя , изменены некоторые детали. Основная концепция сохранена — воспевание крестьянского труда, крестьянской семьи. Памятник расположен на территории парка ,на берегу р.Казанки (около Дворца земледельцев), по центральной  пешеходной оси — от главного входа до набережной. Следуя традициям классического монументального искусства, учитывая окружающую архитектуру , эскиз выполнен в “поэтизированном” реалисттичном стиле , согласно заданной теме. Сюжет композиции памятника – из жизни крестьянской семьи. Героями скульптурной композиции являются люди, работающие в сельском хозяйстве; полеводстве, животноводстве, садоводстве, овощеводстве.

Композиция состоит из шести фигур:  пяти объемных фигур людей, одной объемной фигуры животного и декоративного элемента — хлебного снопа. Главная фигура, мужчина средних лет, крепкого телосложения, символизирует хлебороба, который может вспахать, посеять хлеб, собрать урожай и в любой момент встать на защиту Родины. Правой рукой отец поддерживает за плечо сына — подростка, подбадривает его, учит работать на земле, любить свой труд, природу, животный мир.

Женская фигура средних лет символизирует животноводческую отрасль. Правой рукой она держит кувшин с молоком, левой грациозно поправляет платок на голове. Во всей женской фигуре , в лице  татарочки — крестьянки царит благодать, спокойствие за детей, за будущее всей семьи.

Фигура старика с внучкой, рядом корзина с полевым обедом… Старый человек, уважаемый всеми членами семьи. У него натруженные мозолистые руки, мудрое лицо, он олицетворяет собой богатый опыт и знания, учит и воспитывает молодое поколение.

Хлебный сноп, центр композиции, символ главного продукта крестьянского труда, “Хлеб всему голова” говорят на селе, от него зависит достаток, благополучие сельского хозяйства. Этот декоративный элемент является центром “круговой” объемно-пространственной скульптурной композиции. Объем верхней части снопа, колосья, решены на “просвет”.  Такое ажурное скульптурное решение декоративной доминанты созвучно ажурному куполу самого здания Дворца земледельцев.

Конкурс Министерства культуры по памятнику Митрополиту то же получился весьма интересным, есть надежда на победу.  По условиям конкурса, памятник должен поддерживать сложившуюся среду сквера и окружающую застройку, сомасштабно сосуществовать с исторической застройкой центра Казани. Задача состоит в том, чтобы создать соответсвующую среду, увязать, удачно вписать скульптурное произведение в окружение, “попасть” в масштаб данной территории.  После анализа градостроительной ситуации  были выполнены натурные исследования, фотофиксация, сравнительный анализ существующих доминант, выявлены приоритетные пешеходные маршруты. Сочетание красивой архитектуры здания Старообрядческой Церкви, со скульптурой  дает “богатство” восприятия окружающего пространства. Сквер расположен на пересечении улиц: Петербургская, Ульяновых, Старая. Прослеживаются устоявшиеся пешеходные оси, они и были взяты за основу планировки сквера — на пересечении пешеходных дорожек из брусчатки красно-коричневого цвета (в поддержку колористики храма) возникает площадь 16,5 м. х 16,5 м., в центре которой расположена  скульптура общей высотой 3,4 м. (фигура 1,5 н.в.).   Данная скульптурная композиция хорошо воспринимается со всех сторон, по периметру центральной пешеходной площади расположены скамейки, горожане могут неторопясь созерцать красивый уютный сквер со скульптурным произведением.

Следуя традициям классического отечественного монументального исскуства, учитывая архитектуру храма, узучив биографию Митрополтита, его служение богу, благотворительные дела — родился сюжет: Митрополит выходит к прихожанам  и призносит проповедь-поучение, как должно призывать бога при всяком деле и как это исполнять. Сама фигура Митрополита величественна и спокойна, поворот головы, поднятая рука…- он говорит с людьми, направляет на путь истинный.   Возникла единственная в своем роде идея — показать гармонию внутреннего мира этого выдающегося человека. Пластика форм скульптуры сосзвучна пластике фасада самого храма. Ритм деталей и  их пропорциональность, арочные формы деталей на фасаде , своеобразная форма входной арки нашли отражение в манере лепки, достаточно условной и экспрессивной. Выбран благородный материал — бронза для скульптуры, темный гранит для постамента. Площадка под скульптуру выложена из колотого гранита  в форме восьмигранника, рубленные формы основания скульптуры олицетворяют тернистый непростой жизненный путь. Утонение нижней части постамента “облегчает” всю скульптурную композицию, дает ощущение полета. Скульптуру можно рассматривать, любоваться ею, это важно для формирования комфортной городской среды.