История человечества беспрестанно меняется, оставаясь запечатленной в определенный момент в памятниках материальной и духовной культуры. В основе всего этого процесса заложена реальность, которая каждый раз проходит сквозь бесконечно меняющуюся призму восприятия человечества. На примере искусства можно наглядно наблюдать, как пресыщенность общества (здесь рассматривается западноевропейская культура и общество соответственно) одним, ведет к тому, что уже через определенное время маятник общественного мнения склоняется совершенно в противоположную сторону. Это возможно было наблюдать уже в искусстве Древнего Египта в период правления Эхнатона (т. н. амарнский период), это же заставляет европейского человека нового времени отрицать всеми силами готику, а через три столетия рокальные формы заменять строгой античностью. Архитектура играет ведущую роль в организации городского пространства, являясь своеобразным фоном для объемно-пространственных композиций более мелкого масштаба: скульптур, малых архитектурных форм, тех многочисленных элементов, из которых складывается «городская ткань», сеть площадей и пешеходных пространств. Архитектура задает тон, определяет стилистический вектор, масштаб, в некоторой степени, и материал для будущих компонентов городского пространства. Необходима ли скульптура в городе? Какую роль она играет и как сосуществует между собой.
В истории скульптура неразрывно связана с архитектурой, являясь ее частью, кирпичиком – скульптура служила как опорный элемент: кариатиды, атланты, капители, консоли. Стены фасадов украшали скульптурные композиции: в арках, на фронтонах, на порталах. Скульптурные рельефы украшали с древних времен фасады построек. На пример в Египте, храм в Абу Симбеле (рис. 1).
В Древнем Египте скульптура имела магический характер. Двойник умершего человека – Ка, только внешне походил на оригинал (точная портретная копия), без передачи характера и внутреннего мира человека. С помощью этой модели умерший «узнавал» свое тело и «возвращался в него». Это ли не реализм?
Атланты и кариатиды в архитектуре Греции – Парфенон (рис. 2), великолепный синтез архитектуры, скульптуры и живописи древнего Рима. По истечении времени скульптура начинает «жить самостоятельно». Римские скульпторы, в отличие от греческих, стремились «схватить» индивидуальные черты персоны, ее характер, но в основном это было только портретное сходство, а тело бога. Это начало психологического портрета. В средние века намечается утрата к персонализации в скульптуре, например Ута и Экахарт из Наумбургского собора. В эпоху Возрождения скульптурным произведениям характерно портретное сходство, пристальное внимание к индивидууму. Примером такого подхода могут служить работы Донателло , Микеланджело . Любая смена направления в искусстве это непростая забава художников, но признак глубоких перемен в обществе, изменивших самую его суть. Когда вызванный к жизни эпохой просвещения классицизм к середине XIX века стал «доведенной до совершенства пошлостью и тщательно вылизанным вздором» [1] академизма, романтизм и вслед за ним реализм явились единственным способом вдохнуть в искусство новую жизнь.
Реализм, как направление искусства складывается в период второй половины XIX века, как ответ на доведенную до крайности идеализацию персонажей и сцен, доставшихся еще с эпохи Возрождения. Рассматривая вопрос о проявлении реальной жизни сквозь призму искусства, не следует обозначать это проявление «рафинированным» понятием «реализм». Поскольку, несмотря на то, что в каждую эпоху в искусстве прослеживается стремление наиболее точно проявить жизнь сквозь объекты материальной культуры, сам реализм как направление в искусстве разветвляется на множество течений, каждое из которых стремится к несколько иным целям, одновременно воспевая жизнь как она есть: импрессионизм, натурализм, гиперреализм и т.д.
Поделиться
Адрес: 420029, Россия, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Сибирский тракт, дом 34 к. 14.
mail: fontan-city@mail.ru
Поделиться
Адрес: 420029, Россия,
Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Сибирский тракт, дом 34 к. 14.
mail: fontan-city@mail.ru