Роль воды в городском пространстве

Вода как источник жизни, необходимый элемент поселения. Роль воды в городах различных исторических эпох. Современный город сложная экосистема. Набережные, парки, скверы проблемы их благоустройства. Четыре ключевых фактора для успешного функционирования паркового пространства. Концептуальные задачи, требующие правильного осмысления современными архитекторами водных ресурсов большого города.

Вода имеет ключевое значение, как в жизни организма, так и для структуры города. Наличие пресного источника было основным для зарождения древнейших цивилизаций на берегах великих рек, таких как Нил, Тигр и Ефрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы.

Первые цивилизации использовали воду, в первую очередь, для обеспечения своей непосредственной жизнедеятельности. В этот период речь об общественных пространствах еще не шла. Однако стоявшие перед религией цели достижения определенных эффектов она уже решала: в знаменитом храмовом комплексе Карнака в Древнем Египте была, выражаясь современным языком урбанистики, «обустроенная набережная» и искусственный водоем, которые играли значимую роль в заупокойном культе египетских жрецов при погребении фараонов (святилище богини Мут).

Реки на протяжении длительного периода истории человечества расценивались как некая граница миров. По этой причине мосты, в которые естественно перерастали дороги при пересечении с рекой, обретали у древнего человека, помимо утилитарного, глубокий семантический смысл. В Китае, например, мосты совместно с искусственными водоемами вводятся в состав дворцовых комплексов, а знаменитое воплощение древнеримской философской архитектуры – гробница императора Андриана, включает в себя оба берега Тибра, объединяя их мостом. Для будущих европейских государств большое значение имели знания этруссков в области водоснабжения  гидросооружений, которые впоследствии были заимствованы у них римлянами.

Высокий уровень развития общества позволяет в античности начать формировать общественные пространства, однако  территории вокруг рек и морей не были задействованы. Если в случае с гробницей Андриана река использовалась как символ и абстрактное понятие, то речные и морские пути, в первую очередь, воспринимались как дороги, которые могли быть использованы, как для мирной торговли, так и для военного вторжения. Поэтому, если рассматривать макет античного Рима в Музее римской цивилизации (Рим, Италия), то можно различить, что вдоль береговой линии с внешней стороны расположена массивная городская стена, а вдоль той части Тибра, которая протекает внутри города, тянулись преимущественно склады с площадками для выгрузки судов, от которых к воде спускались лестницы.

Но за благоустройство самого города и его внутренних пространств соперничали между собой императоры, которые всячески пытались угодить своим гражданам. Большие централизованные системы водоснабжения, в которые по акведукам поступало обильное количество пресной воды с гор, позволяло римским архитекторам и градостроителям использовать ее в неограниченных количествах для городских нужд: на душу населения приходилось в среднем от 600 до 900 литров воды. Рим был славен огромным количеством фонтанов и бассейнов, в которых вода, поступавшая на виллы богатых граждан, по трубопроводу, была доступна даже самому простому гражданину, обитавшему в многоэтажной инсуле. Около 25% от всей поступавшей в город воды использовалось для общественных терм и купален, которые являлись главными центрами, где свободные римляне проводили свое время. Таким образом, с античности европейская цивилизация привыкла обустраивать общественные пространства, используя водные источники.

Вследствие традиций древнего Рима сформировалось европейское понятие о градостроительстве и благоустройстве.  Каждый период истории пользовался оставленным от Рима набором возможностей в своих целях. Важную роль, вплоть до сакрального почитания, вода играла в благоустройстве садов во дворцах арабских правителей.

В период готики активно начинает формироваться город как явление. Соответственно в это время закладывается городская среда. Однако в средневековом городе из водных сооружений в основном присутствовали фонтаны и колодцы на площадях, при этом реки используются в чисто утилитарных нуждах, а канализация отсутствует,  появление первого самотечного водопровода в Париже приходится на конец XII века. В XIII в. начинается централизованное водоснабжение Лондона. К началу XV в. относятся сведения об устройстве водопроводов в немецких городах.

Эпоха Возрождения – возврат к традициям благоустройства. Версаль – пример использования воды для общественного пространства, традиция которого затем будет скопирована другими странами. В целях создания эффекта водопада использовались естественные наклоны поверхности, а в эпоху барокко благодаря развитию техники стало возможным создавать каскады даже на совершенно плоских участках. В эпоху романтизма мода на английский сад возвращает в сады и парки естественную береговую линию.

Большие города – это гигантские лаборатории проб и ошибок, успехов и неудач в градостроительстве.

Джейн Джекобс.

Идеолог и главный теоретик параметризма – современного направления архитектуры – Патрик Шумахер обозначил главную задачу архитектуры в целом, как упорядочивание и управление социальными процессами в постфордистком обществе эпохи глобальной сети. Именно об этом и твердят основатели и последователи нового урбанизма, начиная с конца 6070х годов. И поскольку первые лучи постфордисткого общества коснулись не так давно и нас, то вопросы урбанистики и управления современным городским пространством в данный момент стоят наиболее остро (преображение Казани, проведение многочисленных международных соревнований, которые требовали соответствия принятым международным стандартам).

Однако, большой город и пространство, которое он “слагает” – это сложная экосистема, доставшаяся современным архитекторам в наследство. То, что соответствовало нормам и философии градостроительства прошлого теперь безвозвратно устарело и доказало свою несостоятельность.  Архитекторы продолжают формировать город, пользуясь устаревшими соображениями, которые в первую очередь предусматривают якобы любовь горожан к изоляции и полному замещению автомобильного трафика живым пешеходным движением. Реальное положение показывает обратное,  принятые еще в индустриальную эпоху нормы проектирования вместо удобства создают лишь видимость порядка и крайне некомфортную и агрессивную городскую среду. Опытным путем проверенно, что замена 4-х полосной дороги на 12-ти или даже 24-х полосною не избавит этот участок от пробок, но лишь сделает его более агрессивным по отношению к среде. Очевидным становится то, что решать в экосистеме города проблемы необходимо не механическими количественными вмешательствами, а сложными многоплановыми решениями, которые в большинстве случаев гораздо эффективнее и дешевле для городской казны.

Для крупных городов, от жилых  комплексов до исторических кварталов и улиц, важна безопасность. Именно чувство опасности изначально приводило людей в города,  во имя этого город и был задуман – обеспечить чувство безопасности, которое теперь эволюционировало до ощущения комфорта. Исследования в среде показали, что  для обеспечения безопасности, на улице должно существовать сформированное городское сообщество, состоящее из местных жителей, держателей магазинов, случайных прохожих и т.д. При этом весь этот поток глаз, ушей и мнений должен распределяться на данной территории равномерно в течение всего времени. В таком случае все присутствующие задают данному месту пульс жизни.  Однако не все пространства  обладают тем необходимым разнообразием и сочетанием функций для обеспечения непрерывного потока людей. Сохранившаяся тенденция к зонированию города при его проектировании порождает однообразие, которое в свою очередь превращает прилегающее пространство в «серую зону».

Обратимся к водным ресурсам, которыми располагает город. Их можно разделить на две категории: во-первых, это водопровод и канализация, то есть те жизненно важные системы функционирования современного большого города, без которых он существовать не может. Их можно условно обозначить как водные ресурсы первого порядка. В таком случае водными ресурсами второго порядка можно назвать те источники воды, которые присутствуют в городе и слагают его экосистему: заливы, реки, озера, каналы, искусственные водоемы, фонтаны, каскады и т.д.

Для выявления важности использования водных ресурсов так называемого второго порядка следует отметить, что исторически изначально эти ресурсы перешли из первого порядка, поскольку в отсутствии развитой канализационной и водопроводной систем служили источниками воды для большей части простого населения.

Для насыщения улиц “жизнью” существуют  определенные правила, выведенные современными исследователями урбанистами, при этом в «основном своде» правил, вода и использование водных ресурсов,  уступает место более важным вопросам таким, как планировка дорог, тротуаров, компоновке зданий с различными функциями, их доступность и т.д. В урбанистике водные ресурсы служат скорее  дополнительным ресурсом привлечения и расстановки акцентов в городской среде.

Рис.1

Большой город всегда требует интенсивности и разнообразия для поддержания пульса жизни, при этом по определенным стандартам городского планирования в городе закладываются большие пространства открытого ландшафта, часто включающего в себя водные ресурсы. (рис.1). Однако и парки, и набережные в городах требуют непременного благоустройства, создания нетронутого участка природы или естественную береговую линию. Главное условие успешного существования парка и его популярности – в разнообразии его окружения, его местоположение в городской ткани. Парк – это отражение своих окрестностей и от них зависит, превратится ли он в пустующую отчужденную зону, где проводят свое время маргинальные слои населения, или же станет процветающим местом времяпровождения всех категорий горожан.

Рис.2

 Существуют  исключения, которые возникают благодаря взаимодействию с другими источниками внимания, как например создание  или присутствие водоема, в котором возможна рыбалка и открытой на его берегу лодочной станцией для желающих взять лодку на прокат. Таким образом, место обретает специализацию и смысл для посещения.

Поскольку часто водные ресурсы служат акцентами на  территории парка, то здесь необходимо рассмотреть принципы, формирующие успешное парковое пространство. Логика успешного создания подобной территории предусматривает отсутствие однообразных пустующих мест, а также приданию парку яркой выраженной индивидуальности. Джейн Джекобс, одна из основоположниц движения нового урбанизма, в своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов» выделяет четыре ключевых фактора для успешного функционирования паркового пространства: сложность, центричность, солнечный фактор и замкнутость. Из этих четырех важных категорий две – сложность и центричность – могут быть обеспечены водой.

Когда горожанин посещает парк, он может иметь для этого сколь угодное множество причин: просто устало посидеть, почитать, поработать, поиграть, понаблюдать за прохожими, быть ближе к природе, погулять с ребенком и т.д. Сложность, имеющая для него значение – это «визуальная сложность», «сложность эстетики», «смысловая сложность». Парк не должен быть охвачен и «распробован» за один приход, он должен служить декорацией для всего того спектра разных настроений, ради которых любой может захотеть его посетить. В создании такого «сложного»  пространства, «раскрывающегося» во времени многие проектировщики общественного пространства используют водные составляющие, используют их как инструмент для создания необходимого настроения. (рис.2).

Центричность – самый существенный элемент парковой сложности. В любом парке присутствует место, которое с общего согласия считается его центром. Иногда маленькие парки состоят буквально из одного центра. Часто такие центры остаются без должного внимания и «смазываются». Для создания и эффективного подчеркивания такого центра часто используют городские фонтаны.

Порой береговые линии в городе носят пограничный характер и используются для неких промышленных нужд или остаются заброшенными и потерянными пространствами. При этом, берег перекрывается простым скучным забором от глаз горожан, что создает зрительный барьер. Даже вода, которая не имеет к себе доступа, может служить городу красивым видом, а порт, работающие там машины и заходящие туда суда – зоной привлечения наблюдающих пешеходов.  Хорошо известно, что проходящий мимо человек предпочитает смотреть на что-то, создающее движение, нежели на бесконечную серую стену.

Тема использования воды современными архитекторами для создания определенных эффектов при проектировании зданий или целых архитектурных комплексов заслуживает отдельного рассмотрения. Очень популярен эффект отражения здания в водной глади для визуального насыщения городской ткани среди архитекторов деконструктивистов второй половины XX века (Оскар Нимейер, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид и др.) (рис.3).

Рис.2

П